?

Log in

No account? Create an account

Капитан Чук

море - оно большое и чистое...

Previous Entry Share Flag Next Entry
Итальянский архипелаг ГУЛАГ, или как я увидел ветер в 50 узлов
captainchook

Флотилия, организованная amcsailing.ru. 09-16 июня 2012г. Marina di Scarlino (Follonica) – Portoferraio (Elba) – Capraia – Bastia (Corsica) – Marina di Campo (Elba) – Porto Azzurro (Elba) – Marina di Scarlino (Follonica)

Странные ребята итальянцы: прекрасные острова, старые форты и замки превратить в тюрьмы! Островов между итальянским "сапогом" и Корсикой около десятка, самые известные из них - Эльба (для не дружащих с географией - не та Эльба, на которой встреча на Эльбе, а та, на которой мотал срок Наполеон) и Монте-Кристо (тот самый, из романа Дюма). Для ленивого яхтинга интересны всего два: Эльба и Капрайя. Остальные либо полностью закрыты для посещения (навигация не ближе одной мили), либо далеко и неудобно расположены с точки зрения маршрута. Среди этих двух Эльба намного богаче, интереснее и гостеприимнее. Но об этом ниже.

Возвращаясь к тюрьмам: сейчас их вроде закрывают и привлекают туристов, но процесс далек от завершения. Замки (кастелло и фортеции) для посещения закрыты. Местный колорит: служба правопорядка представлена в том числе катерами Polizia Penitenziara. Так и представляешь себе, как они гоняются за спасающимися вплавь зэками.

07.06.12 чт

Перелет из Шереметьево в Пизу. Выехали из дома в 4 утра, зато в полдень уже заселились в гостиницу в Пизе.

Вся Пиза состоит из Домской площади со знаменитой башней и цепочки пешеходных улиц от площади до вокзала, примерно полчаса прогулочным шагом. К удивлению и разочарованию, значимых архитектурных памятников, кроме ансамбля площади, больше нет. Так что полдня на Пизу - за глаза.

Говорят, с башней сейчас все в порядке, она вне опасности. Якобы даже ее чуть было не выпрямили полностью, но вовремя одумались – туристы ведь едут смотреть на падающую. Байка, я думаю.

Нашли очень приличное заведение на предмет поужинать, рекомендую: Osteria Del Tinti, Vicolo Del Tinti.

08.06.12 пт

Часть команды отправилась погулять по Флоренции, благо до нее чуть больше часа поездом. Я не поехал - слишком хорошей оказалась гостиница, с великолепным садом, а в нем бар, лежаки и джакузи.

Сходил купил себе Интернет для iPad: карточка Vodafone за 5 евро и пакет 5 гигабайт на месяц за 20 евро. Офис Vodafone примерно посредине Corso Italia. Связь отработала безупречно, рекомендую.

09.06.12 сб

В полдень трансфер в марину, около 150 км. Трансфер заказали заранее: tuscanydriver.net. По пути заехали в супермаркет за провизией, в итоге в марину приехали ближе к четырем. С формальностями управились быстро. Лодка по имени Zoe, Oceanis 46, 2011г.

10.06.12 вс

Инструктаж команды по технике безопасности, отход, практика на штурвале и первое знакомство с парусами для новичков (а таковыми в этом походе были почти все) и переход под мотором до Portoferraio. По дороге встаем на якорь напротив Capo Castello, купаемся.

На подходе к порту учимся готовить швартовы и развешивать кранцы. Первую швартовку команда выполнила без нареканий - молодцы!

Пришвартовались в старом порту на северной стороне, кормой к набережной. Муринги, вода, электричество. 50 евро плюс пара евро за воду и электричество по факту.

Достопримечательности Портоферрайо: форт Медичи в порту, два форта на холмах, музей Наполеона в его бывшей резиденции. Никуда не попали – что-то закрыто на реконструкцию, куда-то опоздали. Компенсировали отличным магазином яхтенной одежды Slam, рекомендую. В целом место очень приятное.

11.06.12 пн

Бодро (до 9 узлов) идем под парусами на Капрайю. Марина не гуманная: 100 евро за ночь, при этом туалет и душ платные и работают по два часа утром и два часа вечером. Это на набережной. На рейде устроены муринги в виде буев – очевидно, в сезон они получат своих посетителей. Традиционно, на холме кастелло – бывшая тюрьма, у подножия довольно живописный поселок, масса таверн и пиццерий. Рядом с мариной можно искупаться на пляже и попрыгать с пирса.

12.06.12 вт

Планируем переход на Корсику, в Бастию. Смотрим свежую метеосводку: возле Капрайи 15 узлов, дальше по маршруту все затухает до 10 и 5. К западу и северу от Корсики задувает до 30-40 узлов, как собственно все эти дни, но от нас это достаточно далеко. Казалось бы.

Ветер в лоб, поэтому решаем идти сначала на юг, а потом на запад к Бастии – такая лавировка из двух галсов.

Выходим первыми около 10. Ветер 15 узлов на выходе из марины – а это подветренная сторона острова – слегка настораживает. Поскольку парусного опыта у команды практически ноль, решаю сначала выйти за остров, посмотреть что к чему и после этого поднять паруса.

Выхожу. Ветер 20, все море в барашках. Решаю еще пройти под мотором. Проходим так миль 10 (из 25), и тут начинается! Ветер практически в лоб 30-35-40 (вымпельный, при ходе сначала 7, потом 6 и 5 узлов). Поворачивать поздно, да и нет уверенности что за Капрайей достаточно спокойно.

Экипаж держится молодцом: Никто не паникует, никто не травит. Один матрос спустился вниз, раздал всем обвязку, мне в том числе.

Шкиперы! Всегда! Всегда проводите инструктаж по технике безопасности для новичков, чтобы он смогли сами, спокойно и без суеты одеть жилет и/или обвязку.

Волна уже под 3 метра, крутая, бросает конкретно. На порывах вижу уже и 45, и 50 узлов вымпельного ветра. Решаю взять градусов 20 вправо от генерального курса, чтобы побыстрее уйти под защиту берега Корсики. Над водой летят сначала брызги, потом натуральные "кирпичи". Ставим худ, о парусе мыслей нет. Слава богу движок Yanmar 70 лошадей гонит лодку хорошо. Волна заканчивается только в полумиле от берега, но даже здесь ветер держится на 35.

Проходим марину Port Toga к северу от Бастии. Вход в марину как иголочное ушко, при таком боковом ветре соваться не хочется.

Наконец подходим к View Port в Бастии. Тоже задувает, но уже всего 20-25 и не поперек, а в лоб. Марина эта интересная. В лоции обозначена как access restricted, бывалые люди говорят, что там любят посылать в Port Toga и советуют лезть внаглую, не включая рацию.

Заползаем в марину. Места вроде есть, но людей на причале нет. Спускаем тузик, посылаю матроса разведать что к чему. Через несколько минут машет нам с берега, направляет нас вглубь марины. Спокойно заходим кормой, спокойно пришвартовываемся. «И немедленно выпил.»

Через полчаса приходит еще одна наша лодка. У ребят ветер был уже до 60, волной пробивало уплотнители в иллюминаторах.

Через пару часов приходят остальные лодки (за исключением двух, которые развернулись назад в Капрайю). Они пошли утвержденным маршрутом – сначала на юг, потом на запад – и не видели ветра больше 35. Мало того, на отрезке курса на запад вообще попали в штиль!

Вот такие причуды ветра к востоку от Корсики: на севере в проливе между Корсикой и Капрайей и на юге в проливе Бонифация шторм 7-8-9 баллов, а буквально рядом – штиль. Ребята от нашего маршрута отклонялись миль на 10 максимум. Тем не менее, хоть мы и попали в замес, считаю, что маршрут выбрал правильно: да, пришлось три часа потерпеть, но в итоге мы от волны спрятались. Курсом на юг получилось спокойнее, но кто мог это гарантировать?

Остается вопрос: откуда такое дикое расхождение прогноза и фактической погоды. Понятно, все ошибаются, но 15 против 45 узлов… Дело по-видимому в следующем: депрессия, проходившая с запада на восток над Лигурийским морем, прошла миль на 30 южнее, чем ожидалось. Вот нас ветром и накрыло.

Ленивый яхтсмен не по собственной инициативе не стремится увидеть 50 узлов ветра (да и 30, если уж на то пошло) – мы отсиживаемся в марине. Единственная редкая возможность – нам его могут показать :)

Между шкиперами на причале возникло обсуждение на тему страховки. С одной стороны, контракт запрещает выход при ветре больше шести баллов, т.е. случись ущерб – страховка его покрывать не будет. Но с другой, выходили в море мы при нормальных условиях и благоприятном прогнозе, так что по идее этот пункт к нам относиться не должен.

Гуляем по Бастии. Городок довольно оживленный, в общем-то не курортный. Удивительно смотрятся «небоскребы» по 7 этажей. Ветер не унимается – забегая вперед, и ночью, и утром временами раздувало до свиста в снастях.

Марина действительно своеобразное. Теоретически, мы ведь пришли в другую страну – из Италии во Францию. Но мало того что никто не поинтересовался документами на лодку – в принципе утром можно было свободно уйти и ничего не платить. Многие так и делают, я пошел заплатил 70 евро.

13.06.12 ср

Выбираем между двумя вариантами: 1) остаться на Корсике – взять машину, покататься по горам, доехать до Аяччо на западном берегу или 2) пойти на южную сторону Эльбы.

Не торопимся. После 10 порывы вроде прекращаются. Море, насколько можно разглядеть с мола, спокойное. Прогноз в офисе марины примерно тот же, что и вчера, только поспокойнее. В итоге к 12 решаю уходить. Остальные лодки остаются, две оставшиеся на Капрайе на пути в Бастию. Договариваемся встретиться завтра в Porto Azzurro.

Спокойный переход до Marina di Campi. Подходим к молу. Большей частью он занят дайверскими лодками, есть место для 4-5 яхт. Швартуемся на последнем свободном месте. На берегу ormegatory бомжеватого вида принимает швартов. Офиса марины нет, соответственно денег брать некому даже теоретически. Вода-электричество есть, но слишком далеко от места нашей швартовки. Душ, туалет.

После нас подходит еще 4-5 лодок, встают на якорь напротив пляжа за буями, обозначающими подход к берегу. Тоже неплохо, но только не при свежем южном ветре. Даже в отсутствии серьезного ветра и у стенки ночью нас заметно покачивало.

Очень приятное курортное место. Гостиницы, цивильный пляж. По пляжу ходит машина, просеивающего песок. Правда я туда не пошел – прямо за молом дикий галечный пляж и скалы, где можно поплавать-понырять. Масса симпатичных тратторий. Рекомендую.

14.06.12 чт

С утра снова идем на пляж.

Короткий переход до Porto Azzurro используем для парусной практики. «К повороту оверштаг приготовиться… Поворот!», и так 20 раз.

По дороге останавливаемся на ланч у мыса Ciappe, в Porto Azzurro швартуемся у стенки. Платим 65 евро, получаем пропуска в душ и туалет.

Лучшее место на всем маршруте. Оптимальное соотношение города и курортного места. Все очень ухожено. Рекомендую.

Симпатичный галечный пляж со скалами сразу за молом. Живописнейшая тропа тропа ведет вокруг кастелло (еще недавно была тюрьмой) и минут через 20 приводит в соседнюю бухту Barbarossa, в которой цивильный песчаный пляж.

15.06.12 пт

Снова с утра на пляж, в час дня отшвартовываемся и под идеальным галфвиндом, переходящим в бакштаг, на 6-7 узлах летим домой в Фоллонику.

На заправке команда слегка косячит с швартовыми, швартуемся к причалу чисто. Сдаем лодку, братаемся с другими экипажами.

16.06.12 сб

В 3:30 ночи трансфер в Пизу, перелет в Москву через Рим, дома в 7 вечера.

Итоги

Прошли 150 миль, из них 25 через 8-бальный шторм. Депозит не пострадал. Подготовили двух матросов.





  • 1
Спасибо, здорово написано.

Детально пишешь! Прочитал с интересом и удовольствием.

Спс. Не попало в отчет: обсуждали планы на следующий сезон. Склоняюсь к Пхукету в феврале. Ты как?

Спасибо огромное за отчет
Идем по этому же маршруту 22-29 июля 2017
Буду знакомить Родителей с яхтингом :)

Спасибо. Удачи вам! Я тоже с отцом ходил.

  • 1